www.viems.ru

Попробуйте произнести в любой компании слово "феминизм". Вам обеспечены бурные эмоции и широкий диапазон интерпретаций - от "с жиру бесящихся американок" до "подорванных устоев современного общества". В этом ряду займут свое место и неопрятные существа неопределенной сексуальной принадлежности и ориентации, и несчастные западные мужчины , на которых обрушился сексуальный харазмент, и не менее несчастные западные женщины , которых феминистки лишили возможности выполнять природное предназначение. И облегчение по поводу того, что не любая западная бацилла легко приживается на российской почве.

Возникал ли у вас когда-либо вопрос: в чем причина такой бурной эмоциональной реакции? Чему угрожает феминизм и чем он так опасен для современного человека?

Ведь современный человек все более отличается от себе подобных, все более сознает свою особость, свои индивидуальные черты, несовпадение с нормами и стереотипами, в том числе с предписаниями определенного поведения по признаку пола. Что делать женщинам , зарабатывающим значительно больше своих мужей? Что делать мужчинам со своей чувствительностью, эмоциональностью, заботливостью? Как объяснить себе и окружающим свою "неправильность"? Исключением? Вынужденностью? Что делать человеку с одновременной влюбленностью - не в одного, как положено, а в двоих? И с параллельными сексуальными связями, из этих влюбленностей вытекающими?

Потому он все более вынужден рефлексировать, осознавать внутренние противоречия и "разорванности", с которыми приходится соизмерять свою правильность и неправильность. И не потому, что этот человек лишен нравственных ориентиров, а потому, что весьма относительна предписанная "правильность" и слишком часто она расходится с реальной жизнью.

Но этот человек, несмотря ни на что, хочет быть счастливым - строя и многократно перестраивая свою жизнь заново. Почему же такой человек столь пренебрежителен к "другому" в самом себе, к возможностям расширения диапазона собственных перспектив, к разрешению себе и другим быть иными?

Иное понять трудно. Более того, его невозможно понять раз и навсегда. Это процесс, который требует постоянного сомнения, вчувствования и рефлексии, поиска в себе самом того, что еще не проявлено, не осознано, не артикулировано.

Феминизм стал одним из вариантов такого поиска. Как объяснительная теория он стал способом переосмысления особенностей человека, связанных с полом, особенностей женской/мужской ролей, культуры и истории. Феминизм как движение позволил эту историю изменить. Феминизм как теория познания способствовал поиску новых возможностей исследовательского процесса, новому взгляду на женскую/ мужскую культуру.

Феминизм как движение. Начало организованного женского движения восходит к середине XIX века. Первая волна (конец XIX - начало XX века) не ставила целью изменение гендерных ролей. Женщина , исходя из принципа естественного равенства людей от рождения, должна была получить те права, которые имели в обществе мужчины . Участвуя в других движениях (например, в движении против рабства), женщины осознавали сходство своего положения с положением рабов. Избирательное право на начальном этапе рассматривалось как средство обеспечения права на образование и других гражданских прав. Постепенно этот вопрос стал центральным, после получения равных избирательных прав движение пошло на спад, и новая волна вспыхнула уже в 60-е годы XX столетия.

Движение первой волны не ставило под сомнение конвенциональные женские роли - право голоса нужно было женщинам для выполнения "природного предназначения". Однако уже в начале века наметились те проблемы понимания сути "женского", которые впоследствии оказались в центре теоретических дебатов. Одна позиция основывалась на признании сходства и равенства полов, утверждая, что к обоим полам нужно относиться одинаково, предоставляя им равные права. Другая позиция заключалась в признании различий полов и преимуществ женщины как обладающей иной "моральностью", вытекающей из особенностей "женской работы". Материнство и домохозяйство обеспечивают большую склонность к кооперации, миролюбию.

Движение второй волны, возникшее в русле студенческих, антивоенных, левых протестов, столкнулось со сходной проблемой. Либеральная ветвь отстаивала равенство (в первую очередь законодательное), радикальная - делала акцент на отличие женщины как носительницы особых качеств. Движение отстаивало права женщин, помогало женщинам (и мужчинам ) переосмыслить себя, свое положение в обществе.

Женское движение, как и движение за равенство полов (в котором, например, в Скандинавии были активны и мужчины ), боролось на разных уровнях. На законодательном оно стремилось изменить общество, на личностном - человека. Женщины собирались в группы "развития сознания", где обнаруживали, что в своих проблемах не одиноки, что их неудовлетворенность положением домохозяек, ощущение вторичности и зависимости - проблемы не индивидуальные, а социальные. "Личное - это политика" - популярный лозунг того времени. Чаще всего участницами движения были женщины с университетским образованием, социальное положение которых не соответствовало уровню их образования и жизненных притязаний.

Движение добилось многих результатов. Изменилось общество. В парламентах созданы комиссии по женским проблемам, лидеры движения активны в принятии политических решений, партии включают требования женского движения в качестве разделов своих программ. Изменился и человек - и женщине , и мужчине стало позволено выходить за пределы гендерных ролей, развивать не только "природно заданные" (те, которые социум предписывает как природные) качества. Женщине позволено быть активной, делать карьеру, получать образование и при этом быть избавленной от чувства вины за неосуществление в должной мере своего "природного предназначения". А мужчине - заниматься детьми, домохозяйством, не обязательно делать карьеру и проявлять традиционную маскулинную агрессивность. Изменилось представление о "женственности" и "мужественности", изменилась гендерная культура западного общества.
Феминизм как теория. Движению было необходимо ответить на вопрос: а в чем причина несправедливого положения полов в обществе? Ответы феминистки давали разные. С 60-х годов плодотворно развивалась теоретическая мысль, феминизм становился все более многоликим. В 70-е годы было предложено несколько ответов. Либералы считали, что причина в несправедливых законах.

Мужчины и женщины от природы одинаковые, но несправедливое устройство общества ограничивает возможности полов, в том числе и возможности мужчины , отказывая ему в праве быть столь же полноправным родителем, как и женщина (например, пользоваться декретным отпуском). Однако теоретическая мысль не удовлетворялась такими ответами, требовалось объяснение - в чем корни такого устройства общества. Марксизм искал причину в классовом порядке, добавляя к отношению классов отношения полов (систему патриархата). Патриархат стал центром внимания радикальных феминисток. Психоаналитическая мысль обратилась к структурам подсознания личности, к ранней социализации. В ее рамках утверждалось, что причины неравенства скрыты в отношениях ребенок - мать (что отличало ее от классического психоанализа, ставящего в центр проблему отношений ребенок-отец).

В середине 80-х годов теория столкнулась с новой дилеммой в понимании женской сущности. Дилемма заключалась в следующем. Либо признается существование женского отличия, особой сущности (более миролюбивой, более чувствительной, более ориентирующейся на отношения и заботу), признается наличие специфических проблем, объединяющих всех женщин (например, проблемы абортов). Но тогда теоретики возвращаются к тем самым природным обоснованиям, которые были поставлены под сомнение в 70-е годы.

Другие теоретики утверждают, что проблемы женщины заданы определенным контекстом, они различаются для людей разного возраста, разного социального и этнического происхождения. Мир рассматривается как социально сконструированный. Признается, что не существует природного и неизменного в женском. Мы являемся порождением социального и культурного, языка, дискурса. Но таким образом все женское/мужское предопределено. Любые действия только отражают и воспроизводят существующий порядок вещей, в том числе и действия, направленные против этого порядка. Не случайно теоретики обратились к противоречиям внутри индивидуальности, к разорванной самости человека. Человек рефлексирует, меняет понимание себя. Человек меняет культуру и вместе с тем зависит от нее. Проблемы культуры, языка, отличий становятся центром внимания феминистской теории 90-х годов.

Феминизм как теория познания. В 80-е годы движение перекочевало с площадей и улиц на академические кафедры (на многих из которых существуют женские исследования, а на некоторых - и мужские).

Феминистские исследователи предлагали новые модели знания, которое может быть получено не как знание объективное, безличностное, позитивистское, а как знание в определенном контексте, знание, окрашенное личностью исследователя, знание-диалог. Такое знание предполагает иное понимание человека. Человека, который обладает полом, возрастом, этничностью, человека страдающего, чувствующего, действующего.
 

С начала феминистских исследователей интересовало заполнение "белых пятен" - создание женской истории, включение женщин в исследовательский процесс. Затем интересы сместились к вопросу о том, как может способствовать процессу познания особый приватный опыт женщин - опыт материнства, опыт отношений , опыт страданий и борьбы. Постепенно осмыслялись различия между женщинами , заданность проблем определенным социальным и культурным контекстом, особенностями гендерной культуры и истории. Теория социального конструирования мира использовалась для понимания конструирования половых различий и особенностей. Почему и как мы принимаем особенности культуры за особенности природы - вопрос, интересующий и современных российских исследователей.

Феминизм как движение и как теория вырастает из особого контекста, из своей собственной истории, из особенностей гендерной культуры. Ситуация в России существенно отличается от западной. Особенности гендерной культуры, которые свойственно рассматривать как естественные, определили иную - по сравнению с Западом - композицию отношений полов в советском и постсоветском обществе. Укорененное в ином контексте представление о женском и мужском сопротивляется внешнему, зачастую навязываемому имиджу западного феминизма, справедливо не принимая его вне истории. Однако - несправедливо - этой историей даже не интересуясь.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Наши пользователи

Аватар пользователя Anne
Аватар пользователя admin
Аватар пользователя Avgustina
Аватар пользователя Kots
Аватар пользователя Marinka
Аватар пользователя Kreams

Интересное

При большом разнообразии форм воротничков мужчины все же предпочитают классику. Прямой угол Срезанный (cut away) воротничок с уголками прямоугольной формы. Хорошо выглядит даже без галстука. Отложной воротничок Наиболее универсальный вариант воротничка. Он прикрывает большую часть шеи и имеет достаточно места для галстука. Поэтому к такому воротничку идеально подходят как классические плотные галстуки» гак и модные у...